so_l_ru (so_l_ru) wrote,
so_l_ru
so_l_ru

Categories:

Экспресс обзор параметров прогнозного бюджета США на 2013 – 2017 гг.

14-го февраля текущего года Б.Х. Обама выступил перед Конгрессом с проектом бюджета на 2013 фискальный год и прогнозными параметрами до 2017 года.


На 2013 фискальный год федеральный бюджет США запланирован с дефицитом в 901,4 млрд. долл., что предполагает его резкое сокращение на 32%, в 2014 ещё на 26%, а к 2017 году плавное сокращение дефицита до 612 млрд. долл. При этом ожидается, что данное сокращение будет обеспечено за счёт опережающего роста доходов по сравнению с расходами. Так, среднегодовые темпы прироста для доходов за период 2012-2017 гг. должны составить 9,33% в номинальном выражении, а расходов – 3,92%. В номинальном выражении расходная часть бюджета к 2017 г. составит 4,5 трлн. долл., расходная – 3,9 трлн. долл. В ценах 2005 г. – 3,5 и 3 трлн. долл. соответственно. На 2013 год расходы запланированы в объёме 3,8 трлн. долл., доходы – 2,9 трлн. долл.



Рисунок 1. Федеральный бюджет США 2000-2017 гг., млрд. долл.



В прогноз заложены следующие ожидания по общеэкономической ситуации в период 2012-2017 гг.:


                - Среднегодовые темпы прироста ВВП в реальном выражении должны составить 3,5%;


                - Средние темпы инфляции (дефлятор ВВП) – 1,75%.




Номинальный ВВП к 2017 г. составит 20 368,6 млрд. долл., в ценах 2005 г. – 16 138,7 млрд. долл.



Рисунок 2. ВВП США 2000-2017 гг., млрд. долл.


Данные прогнозы в условиях сложившейся ситуации в мировой экономике нам видятся по меньшей мере излишне оптимистичными. Сохранение низких темпов инфляции и высоких темпов роста при одновременном сокращении дефицита бюджета, увеличении налогов, депрессивного состояния частного спроса, слабеющего спроса на международном уровне, видится крайне маловероятным.


Для обеспечения роста доходной части бюджета предполагается увеличение поступлений от корпоративных налогов в ближайшие три года (2012-2014 гг.) средними темпами в 33,7%, налогов на физических лиц – 10,7%, общий прирост в период 2012-2017 гг. – 160% и 75% соответственно. Стоит заметить, что по итогам 2011 фискального года доля налогов на доходы физических лиц в структуре доходной части бюджета составила 47,4%, налога на прибыль корпораций - 7,86%. По последнему показателю предполагается увеличение его доли к 2017 году до 12,07%.


Расходы федерального бюджета в 2011 году составили 3 603 млрд. долл., или 24% ВВП. 65,2% расходов составляют расходы на «человеческие ресурсы» (медицинское страхование, социальное страхование, расходы на образование, здравоохранение и прочее). Ещё одной значимой статьёй расходов традиционно являются расходы на оборону, составившие в 2011 году 705 млрд. долл., что на порядок превышает расходы следующих по размерам военных бюджетов.


На прогнозный период предполагаются следующие структурные изменения расходной части бюджета:


     - Расходы на оборону должны снизиться с 19,6% в 2011 г. до 13,0% в 2017 г.;


     - Расходы на «человеческие ресурсы» предполагается немного увеличить с 67% до 68,6%;


     - Расходы на обслуживание долга возрастут с 6,4% до 12,5%.


Распределение расходов по основным министерствам выглядит следующим образом:
































































































































































Министерство


2011


2013


Прирост 2011-2013 гг.


2017


Прирост 2011-2017 гг.


1


Department of Health and Human Services


891 247


940 832


5,56%


1 213 231


36,13%


2


Department of Defense--Military Programs


678 074


672 879


-0,77%


561 759


-17,15%


3


Department of the Treasury


536 740


543 322


1,23%


927 905


72,88%


4


Department of Agriculture


139 396


154 502


10,84%


138 266


-0,81%


5


Department of Labor


131 975


101 693


-22,95%


63 771


-51,68%


6


Department of Veterans Affairs


126 918


139 742


10,10%


167 999


32,37%


7


Department of Transportation


77 301


98 523


27,45%


98 697


27,68%


8


Office of Personnel Management


74 090


92 426


24,75%


101 442


36,92%


9


Department of Education


65 484


71 906


9,81%


70 766


8,07%


10


Department of Housing and Urban Development


57 002


46 283


-18,80%


42 214


-25,94%


11


Other Defense Civil Programs


54 775


57 224


4,47%


63 019


15,05%


12


Department of Homeland Security


45 741


55 345


21,00%


40 119


-12,29%


13


Department of Energy


31 371


33 272


6,06%


26 185


-16,53%


14


Department of Justice


30 519


36 517


19,65%


32 562


6,69%


15


Прочие


662 428


758 898


14,56%


983 788


48,51%


 


Total outlays


3 603 061


3 803 364


5,56%


4 531 723


25,77%


При плановом номинальном увеличении совокупных расходов на 25,8%, наиболее быстрыми темпами предполагается увеличить расходы по линии Казначейства (+72,9%), Министерство здравоохранения и человеческих ресурсов (+36%), Министерство по делам ветеранов (+32,4%). Максимальному сокращению будут подвержены: Министерство труда (-51,7%), Министерство по жилищным вопросам и городскому развитию (-26%), Министерство обороны (-17,15%). Сокращение военных расходов предполагает так же запуск новой военной стратегии, предполагающей продолжение отказа от «устаревших систем эпохи холодной войны» в пользу современных вооружений, информационных технологий, усиление присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, развитие военных альянсов (в т.ч. НАТО), переориентация с проведения крупномасштабных операций, требующих и соответствующего военного контингента, в пользу развития малых хорошо вооружённых подразделений для выполнения точечных операций.


Надо отметить, что сам многостраничный документ преисполнен хвалебных песен достижениям Администрации Б. Обамы по успешному выводу экономики из крутого пике, предотвращению наступления второй Великой депрессии, отстаиванию интересов простых американских семей, замечаний о том как всему этому мешали республиканцы и прочим прелестям. Среди основных проблем препятствовавших продолжению начавшегося восстановления экономики и стабильному созданию рабочих мест названы: рост цен на нефть вследствие роста азиатских экономик, землетрясение в Японии, вызвавшее перебои в поставках необходимых компонентов для собственного автомобильного и обрабатывающего производства и, наконец, проблемы с суверенными долгами в Европе, взбудоражившие рынки по всему миру.


«Американская система свободного рынка – сильнейший двигатель экономического роста и создания рабочих мест, который когда либо знал мир и, когда система работает, она позволяет обеспечить американский средний класс уверенностью в своей силе и защищённости. Но свободный рынок никогда не подразумевал предоставление финансовой системе права принимать безответственные риски такого размера, при которым она вредит экономике и оставляет налогоплательщиков с долгами. Недавняя рецессия была не только поворотом в бизнес цикле. Скорее она была результатом идеального шторма принятия избыточных рисков, неадекватного раскрытия информации, несуществующего или близорукого надзора, а так же использования нечестных подходов к кредитованию, приведших к тому, что очень многие американцы взяли на себя долг который они не могли себе позволить…Целью Администрации был возврат финансовой системы к своей ключевой роли: предоставление безопасной и эффективной площадки для частных сбережений, помощь предпринимателям и бизнесу с лучшими идеями создавать добавленную стоимость и рабочие места, обеспечивать семьи возможностью покупать дома, оплачивать обучение в колледже для своих детей и безопасную достойную старость» для обеспечения указанных прелестей финансовой системы в 2010 году был принят закон Додда-Франка о реформе Уолл-Стрит.


Одной из важных задач по обеспечению роста экономики ставится задача удвоения экспорта к концу 2014 года. В принципе к декабрю 2011 года с низов 2009 года экспорт вырос уже на 34,5%. С учётом ситуации с внутренним спросом, спрос внешний является одной из немногих надежд на поддержание экономики. Так что, Администрация Президента серьёзно настроена на отстаивание интересов своего бизнеса на международной арене, и, вероятно, для этого будут использоваться все инструменты, в частности это несёт вызовы России, так Администрация акцентирует внимание на намерении «работать с конгрессом с целью принятия законов, позволяющих США получить выгоды от вступления России в ВТО».


Ключевое место в оздоровлении бюджета и экономики, перед которой ставится задача создания рабочих мест и сокращения долгосрочных дефицитов, отводится налоговой реформе. При этом предполагается не только повышение налогов на богатых, но и вообще переработка налогового законодательства. Предполагается, что:


      - законодательство должно стать проще, а налоговые ставки ниже;


      - должны быть отменены или реформированы неэффективные и «нечестные» налоговые льготы;


     - будет взято на вооружение «Правило Баффета», предполагающее, что домохозяйства с доходом свыше 1 млн. долл. в год не должны платить меньшую долю своего дохода, чем семьи среднего класса. Предполагается, что люди с доходом выше 1 млн. долл. не должны платить меньше 30% своего дохода в качестве налогов.


В остальных сферах так же постулируется осуществление полномасштабных реформ направленных на повышение эффективности, конкурентоспособности и т.д.:


«Наша экономика испытывает трансформации, которых не было с момента перехода от аграрной к индустриальной экономики в 20-м веке»


Исходя из этого существенная роль отводится образованию, в частности ставится задача к 2020 году достичь самой высокой доли выпускников колледжей в мире.


«Нам нужна экономика, не построенная на пузырях и финансовых спекуляциях, но основанная на создании и продаже по всему миру продуктов с маркировкой «Сделано в США».


Предполагается увеличение финансирования программ по фундаментальным исследованиям, так планируется удвоить финансирование таких исследовательских организаций как the National Science Foundation (NSF), the Department of Energy’s (DOE’s)Office of Science, and the National Institute of Standards and Technology (NIST) labs.


Для обеспечения перечисленных реформ и финансирования дефицита бюджета прогнозируется увеличение государственного долга в течение 2012-2017 гг. средними темпами в 6% в год.


Валовой федеральный долг по прогнозам должен возрасти до 21,3 трлн. долл. (прирост к 2011 году на 6,5 трлн. долл.), при этом только за 2012-2013 гг. прирост долга запланирован в размере 2,8 трлн. долл. Однако с учётом прогнозируемого роста экономики, доля Гос. долга в ВВП будет оставаться стабильной на уровне 105-108%.



Рисунок 3. Федеральный долг США 2000-2017 гг., млрд. долл.


Нарисован оптимистичный сценарий в ходе, которого Америка не будет испытывать сложностей с финансированием растущего долга, макроэкономическое окружение будет оставаться благоприятным с довольно хорошими показателями роста и низкой инфляцией, предполагается, что будет проведено полноценное реформирование различных важных подсистем, таких как государственное управление, налоговая система, образование, оборона, наука, промышленность. При этом предполагается, что за счёт существенного повышения эффективности американские производители смогут нарастить объём своего предложения внешнему сектору, выигрывать в конкурентной борьбе, создавать большое количество новых рабочих мест. Всё это должно способствовать укреплению пострадавшего в предыдущие десятилетия среднего класса.


При всех этих позитивных намерениях в документе не отражаются риски усугубления реальных экономических проблем как внутри, так и за пределами США, таких как, кризис частного спроса, застойная безработица, проблема долгов, кризис мировой финансовой системы, риски замедления азиатских экономик и сокращения международной торговли и т.д., делающие подобный прогноз бюджета нереалистичным. В случае реального снижения ВВП, сокращения доходной части бюджета, дефицит бюджета будет нарастать, с одной стороны, с другой, вопрос о его финансировании будет крайне обостряться.


PS Вероятно с подобными планами демократы выступают руководствуясь логикой Ходжи Насреддина в одной из историй:


"Однажды, Ходжа неосторожно похвастался, что сможет научить своего осла говорить. Услышав об этом, Эмир повелел заплатить Ходже 1000 таньга с условием, чтобы тот показал ему говорящего осла через некоторое время. Дома жена Ходжи начала плакать и убиваться:
–  И зачем ты обманул Эмира, зачем взял деньги! Когда он поймет, что ты его обманул, он бросит тебя в темницу!
–  Успокойся жена, – ответил Насреддин, – и получше спрячь деньги. Я оговорил себе двадцать лет сроку. За это время либо ишак издохнет, либо Эмир…
"


Источник: Statistica On-Line



Tags: США, бюджет, обзор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments